Site icon Записки генеалога

В поисках князя

Миссия невыполнима

В первой части этой истории — «Знакомство с легендой» — я рассказал, как подтвердилась семейная легенда о переселении Масловых. Они действительно были переселенцами из Тульской губернии и прибыли на новое место не позже 1841 года, а вместе с главой семейства Абрамом Масловым пришли три его сына с женами и детьми.

Настало время проверить другую часть истории, в которой говорилось, что Масловы были крепостными у князя, оказали тому важную услугу на охоте и получили вольную. Для этого необходимо было найти место, из которого вышли Масловы — задача совсем непростая!

Тульская губерния состояла из 12 уездов, а в каждом уезде на конец 19 века проживало от 70 до 200 тысяч человек! Просмотр сохранившихся переписей по уездам мог растянуться на месяцы — и что усложняло задачу, крестьяне в те годы часто не имели фамилий. Значит, надо было найти Абрама Борисовича с сыновьями среди более чем миллиона человек — как искать иголку в стоге сена!

Удачные зацепки

К счастью для меня, сохранилось и другое воспоминание об «исходе» Масловых. Согласно ему они жили в городе Белеве Тульской губернии. «Жили в Белеве, переселились в Беляевку?» — немного удивился я. Но поскольку переселенцы часто называют вновь образованные ими деревни по имени старого места жительства, то эту гипотезу определенно стоило проверить.

Я стал пролистывать перепись 1834 года по городу Беляеву, пропуская списки мещан и купцов, обращая внимания лишь на крестьян — и не нашел ни одного Маслова, ни одного подходящего Абрама. А что, если Масловы вышли из Тульской губернии до 1834 года? Или, может, все-таки стоит проверить списки мещан и купцов?

Искать среди мещан мне казалось занятием достаточно бесперспективным, но кто знает, какие секреты скрывало происхождение Масловых? Я не поленился просмотреть и эти списки и, о  чудо, среди жителей города Белева действительно нашелся мещанин Маслов. 


Алексей Сергеев Маслов, прибыл из вольноотпущенных крестьян

Эта информация одновременно и радовала и путала. С одной стороны, в  моем древе Масловых не было ни Алексея, ни Сергея, а с другой, Алексей Маслов был вольноотпущенным (крепостным, который получил свободу), затем ставшим мещанином. Получение свободы согласуется с легендой о получении вольной — но кто же такой Алексей Сергеев?

Тогда я решил проверить предыдущую по времени ревизскую сказку за 1818 год по городу Белеву — мне было интересно, будет ли и там Алексей Маслов? Я уже предполагал разные родственные связи — а что, если отец Алексея, Сергей Маслов, являлся братом Бориса Маслова? Перепись 1818 года могла подтвердить это!

В указанной переписи Алексей Маслов действительно был найден. Но все стало еще запутаннее!

 


Алексей по крестному отцу Иванов Маслов, отдан в рекруты в 1814 году

Под номером 125 был записан «Алексей по крестному отцу Иванов Маслов», отданный в рекруты в 1814 году. Был ли это тот самый Алексей из переписи 1834-го года? Крайне сомнительно, ведь:

  1. не совпал возраст (вольноотпущенному Алексею в 1818 году должно было быть 30 лет, а указано лишь 24);
  2. Алексей из 1818 года был отдан в рекруты в 1814 году и в 1834 году находился в армии, поскольку срок службы тогда был 25 лет.

Не в городе, так в уезде!

Разочаровавшись разобраться с Масловым из города Белева, я решил, что это тупиковый путь. «А что, если обратить внимание не на Белев, а на Белевский уезд?» — подумал я тогда. К счастью, переписи по уезду не просто сохранились, но и были доступны онлайн. Мало того, благодаря работе энтузиастов был составлен список деревень Белевского уезда. В нем были отмечены крестьяне с фамилиями (на тот момент далеко не каждый крестьянин имел фамилию).

Я начал проверку именно таких, «прогрессивных» деревень. С волнением я просматривал списки крестьян, но ни в первом, ни в десятом, ни в сотом поселении Абрама не было. Наконец, были просмотрены все такие деревни, а результата не было. Что же делать дальше?

Надо признаться, в такие минуты меня одолевало уныние. Что, если я иду по ложному пути?  

В поисках князей

Поскольку просматривать весь Белевский уезд мне категорически не хотелось, я стал искать другие зацепки. Благодаря описи РС 1834 я знал, что владельцами некоторых деревень и сел были князья Юрий Иванович Трубецкой и Иван Петрович Оболенский, графья Сергей Васильевич Толстой и Александр Николаевич Салтыков, бароны Черкасовы и многие другие. Я возликовал — вот она, разгадка! Надо срочно проверить перепись по их владениям.

Признаться, я уже мечтал, что Маслов в свое время спас родственника Льва Николаевича Толстого, тем самым оказав помощь мировой литературе. Но, увы, крепостных-Масловых у влиятельных господ не было.

Тогда — где же? Просматривая имена владельцев сел и деревень, я заметил помещиков Князевых. Так может владельцем Масловых был помещик Князев? С надеждой я стал изучать списки крестьян.

И снова — промах, хотя догадка казалась столь реалистичной! Что же делать? Смотреть целиком всю перепись по Белевскому уезду от начала и до конца?

На фоне всех неудач с догадками по поводу Масловых, я просто сдался и отложил поиск села до лучших дней.

Лучшие дни

Прошел год с моих поисков Абрама Маслова. Опыт неудач забылся, и я с новыми силами взялся за просмотр переписи. На генеалогическом форуме я нашел единомышленников, которые тоже занимались  Белевским уездом или историей села Беляевки. В одном беседе мне сообщили, что очень много переселенцев в деревню Беляевка пришло из… деревни Беляево Белевского уезда! Разумеется, я немедленно проверил и эту деревню, но снова безрезультатно.

Одним из дельных советов было посмотреть ревизские сказки за 1850 год по Белевскому уезду — переселенцы Масловы скорее всего будут отмечены там как убывшие. Только приступив к работе, я вдруг получил сообщение от другого любителя генеалогии Елены, с которой мы продуктивно общались последние недели:

Антон! Поскольку от Вас нет новостей, делаю вывод, что Вы не нашли пока нужную информацию…… И хочу Вас поздравить! Ваша легенда о Маслове имеет место быть верной! Надо верить семейным легендам, они содержат все же зерна истины и не зря передаются из поколения в поколение… Я просматриваю все ту же свою пленку, о которой вам писала, процесс медленный по техническим причинам….но это не важно. отвлекаюсь…на ней я нашла многих переселенцев, почти всех можно сказать…и вот сегодня наткнулась на Вашего Маслова…Он проживал в селе Княгинино, Монаенской волости, Белевского уезда. И в ревизской сказке указано что в 1850 году числится с семейством в безвестной отлучке с 1840 года, а в отлучке = значит сбежал….(причина конечно не указана)… Даю координаты: Ф.391,о.1.д.6 (продолжение) Белевский уезд 1850 пленка 7564955 кадры 788, 789. Открывайте, смотрите. ( из-за технических глюков не очень уверена что номера совпадут в моем компе)…. А вообще — Вы — везучий.. 🙂

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей!

Что тут сказать — мы с женой были в несказанном восторге от долгожданной находки! За неделю до этого сообщения мне удалось немного помочь Елене с обработкой дел на сайте архива — а теперь в ответ получил подарок, о котором и мечтать не мог! 


Абрам Борисов Маслов. В неизвестной отлучке с 1840 года

Но что означает полученная информация?

В согласии с легендой, Маслов сбегает c прежнего места жительства: «В тот год, боясь, как бы князь не одумался и не отобрал у него вольную, дедушка переехал».

Однако говорил ли Маслов, что он — «княжеский», потому что принадлежал князю, или потому, что жил в Княгинино? И кто же владел этим селом? Разгадку на этот вопрос мне следовало искать в РС 1834 года по селению Княгинино, откуда, как мы теперь достоверно знаем, сбежал Маслов. Но эта история — уже в следующем посте.

Exit mobile version