Дедушка
В раннем детстве я знал своих предков по мужской линии не дальше отца. Дедушка с нами не жил, и за всю жизнь я видел его раза два. Он умер, когда мне было всего 7 лет. Я не задумывался, кем он был и чем занимался, пока однажды на чердаке своего дома не нашел его дневники. Оказалось, что вести регулярные заметки мой дедушка стал с 14 лет. Кстати, большая часть этих дневников перепечатана моим тестем и выложена на proza.ru.
Дедушка был доктором геологических наук и в записях фиксировал свои наблюдения буквально обо всем, что его интересовало. А заинтересовать его могло очень многое — от устройства избы до анатомии насекомых. Не прошел он и мимо темы родословной, составив несколько схем. Что не менее важно, будучи 16-летним пареньком, мой дед приехал из Москвы в Ставропольский край в село Дмитриевское и подробно описал то, что увидел. Чем же так важно для меня это село? Оказалось, что мои предки Субботы родом именно оттуда!
В путешествии дедушка много фотографировал, оставив снимки моего прапрадеда, его братьев и многих других Суббот.

Церковь в селе Дмитриевском

Процесс съемки в селе

Трофим Михайлович Суббота с семьей

Прапрадед Никита Михайлович с семьей (слева — мой дедушка)

Иван Акимович Суббота и его семья

Общая фотография сельчан
Село Дмитриевское
Так неожиданно я буквально отправился в прошлое и увидел лица давно ушедших родственников, прочел описание их быта и даже немного узнал об их привычках. Прочитав в дневнике о «родине» Суббот, селе Дмитриевском, я нашел телефонный справочник Ставропольского края, а в нем — троих Суббот, до сих пор проживавших в селе.
Как позвонить незнакомому человеку, с чего начать разговор? С волнением я набрал первый номер из списка — трубку поднял Владимир Суббота, как оказалось, дедушка лет 80. Я едва успел поведать ему свою историю о дневнике дедушки и его поездке в село, как Владимир перебил меня со словами — «Внучок, ну конечно мы родня! Приезжай в гости!». Так знакомство заладилось с первого же звонка.
Благодаря Одноклассникам мне удалось списаться с неизвестными родственниками-Субботами из Ставропольского края, восстановить наше общее древо и поделиться своей информацией. Все Субботы из Дмитриевского оказались потомками одного человека, Михаила Субботы, который родился примерно в 1840 году.
Из записей дедушки однозначно следовало, что жители села — украинцы. Но откуда и когда они прибыли?

Переселенцы
На одной из страниц дневника дедушка под знаком вопроса записал — «переселенцы из Черниговской либо Полтавской губерний». Но как узнать, откуда именно?
Спустя годы у меня наконец появилась возможность побывать в Ставропольском крае, заглянуть в село Дмитриевское, посетить дедушку Владимира Субботу. Удалось и выкроить пару деньков для архива в Ставрополе.
Увы, это был один из архивов, сильно пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Так, по селу не сохранилось ни одной метрической книги; однако, уцелел посемейный список жителей села Дмитриевского за 1863 год. В нем я обнаружил своих предков и узнал больше о прибывшем в село Михаиле Субботе. Михаил Семенович Субота (еще с одной «б») родился в 1819 году, у него было два брата — с одним он приехал вместе в село, а другой был призван рекрутом в армию. Были в архиве и частично сохранившиеся дела о переселенцах, но Субот среди них не встретилось.
Увы, в посемейном списке не было информации, откуда именно прибыли Суботы. Из архива я вернулся расстроенным — тайна родины Субот осталась нераскрытой, а надежда прояснить этот вопрос исчезала. Однако помощь пришла с совершенно неожиданной стороны.
Эстонский архив
Как обнаружилось, мой прапрадед Никита был фельдфебелем — примерный аналог старшины в наше время. Его сыновья — Илья, Наум, Никита и Николай — также служили в армии, став офицерами. Когда наступила гражданская война, братья оказались по разные стороны баррикад — Илья воевал за красных, тогда как остальные воевали за белых и впоследствии обосновались в Эстонии, сменив фамилию на Sillat. Илья — мой прадед, поэтому о его «белых» братьях до поры до времени я ничего не знал, пока не нашел на чердаке фотографию одного из них, Наума.

Мне стало чрезвычайно любопытно узнать хоть что-нибудь о загадочных братьях моего прадеда. Читая его письма, я узнал, что он служил в городе Юрьеве. Некогда город Российской империи, Юрьев теперь называется Тарту и принадлежит Эстонии. Я решил обратиться за помощью в Эстонский архив, который, к счастью, был доступен онлайн. Мало того, вбив в архивный поисковик фамилию «Subbota», я сразу же увидел несколько дел и почти все они были о моих родственниках. Большая удача!
Заказав копии этих дел, я узнал многое о судьбе неизвестных мне ранее братьев Суббот. Двое из братьев в разделе «О родителях» указали не только их имена и дни рождения, но и место рождения!
Суббота Николай Никитич
Суббота Наум Никитич
Мой прапрадед Суббота Никита Михайлович и его супруга Борщ Феодосия Федоровна родились в Полтавской губернии!
Мне показалось очень странным, что год рождения Никиты меняется от документа к документа — это и 9 сентября 1861, и уже 1866 год; по посемейному списку 1863 года Никита родился в 1859 году, а в записях дедушки — в 1860. Но как бы там ни было, через прадедов, о которых я ранее и не слышал, удалось установить родину Субот — большая удача!
Полтавская губерния
Но как найти город, уезд, село в Полтавской губернии, откуда родом Суботы? Ревизские сказки по Украине практически не сохранились, а Румянцевская опись датируется концом 1760-х. Между тем, известные мне братья Суботы родились в 1810-1820 годах, их отец Семен — вряд ли позднее 1790 года. Значит между годом рождения Семена и Румянцевской описью был промежуток в несколько десятков лет…
По очень смутным семейным воспоминаниям, Суботы были казаками. Это давало шанс найти упоминание о них в казачьих реестрах. Могло помочь и то, что была известна девичья фамилия жены Никиты — Борщ. Что, если и Суботы и Борщ жили где-то рядом?
В Румянцевской описи по Полтавской губернии казаки-Суботы действительно были найдены. В документе за 1767 год в городе Полтава в Полтавском полку служил Субота Корней, сын казачий, 40 лет. У Корнея было несколько сыновей, среди них и Семен, 10 лет. Там же в Полтаве жил и Борщ Яков, 20 лет, помощник у сапожника.
Но разве мог мой Семен Субота родиться в 1757 году? Тогда бы в 1810-1820 годах ему бы было 50-60 лет, не слишком ли поздно для отцовства? Исследователь, что просматривал для меня описи, уверял — это вполне обычное дело для того времени, рожать же женщине. Я все равно был полон сомнений (которые не развеялись у меня до сих пор), но продолжил поиски в этом направлении.
Корней Субота был «уроженцем села Рибцов», но в ранних описях села такой фамилии не значилось. Мог ли Корней взять чужую фамилию? Это был возможный вариант, но в тоже время некоторые признаки указывали, что Суботы прибыли в Рибцы из Новых Санжар.
17 век
Согласно ревизиям Полтавского полка в первой четверти 18 века в нем служили «казаки новосанжарские конные», братья Степан и Федор Суботенко. Родились братья примерно в 1680 году, вероятно в Новых Санжарах. Интересно, что в 1732 году братья записаны уже как Суботы. Это не была уникальная смена фамилии для того времени. Так, и мой предполагаемый предок Корней в 1747 году был записан как Суботенко, а спустя всего 6 лет уже как Субота. А сам Корней, видимо, был сыном одного из вышеупомянутых братьев.
Один из старейших реестров казаков — реестре Войска Запорожского — был составлен в 1649 году. Суботенко встречаются и в нем.

В полках Миргородском, Прилуцком и Черниговском служили Суботенко Хвеско, Дахно и Кузма, а также Субъченъко Сава.
ДНК тесты
Гипотеза происхождения Субот из Новых Санжар содержала два допущения. Действительно ли мой Семен Субота был найден в Полтаве? Были ли родители Корнея родом из Новых Санжар?
Несмотря на то, что множество документов по Украине утрачено, все же существовала возможность проверить эту гипотезу. Следовало использовать последние разработки науки — изучение ДНК. Подробнее о таких тестах я написал в заметке «Тестирование ДНК«. Вкратце, идея тестирования основана на передаче хромосом от родителей к детям. Одна из хромосом — Y — передается от отца к сыну практически неизменной. Значит, сравнивая эту хромосому у двух мужчин, можно понять, родственны они друг другу по мужской линии или нет. Если у меня и далекого родственника-однофамильца был один и тот же пра…прадед Субота, то у нас обоих имеется практически одна и та же Y хромосома, доставшаяся нам от общего предка.
Сравнив свою Y хромосому с Y хромосомой другого Суботы, можно говорить о наличии либо отсутствии близкого родства. Если такая родственная связь будет найдена с Суботой, чьи предки всегда жили в Новых Санжарах — то и мое происхождение из этого города можно будет считать «доказанными».
Начинать изучение ДНК следовало с себя — поэтому я заказал себе тест Y хромосомы в компании FTDNA. По результатам теста мне предсказали гаплогруппу N-M231. Но что это значило лично для меня? Имело ли хоть какой-то практический смысл?
N-M231
Зайдя на википедию, первым дело я обнаружил, что эту же гаплогруппу имели и Рюриковичи, и Гедеминовичи, и разные князья да ханы, а также Валдис Пельш и Павел Флоренский. Что же, вполне приятная родня! Но когда же жил наш общий с ними предок, у которого от одного сына пошли будущие Субботы, а от другого — не менее знаменитые Рюриковичи? Быть может, мне положен небольшой замок, и пора уже готовить корону?
Ответ на этот важный вопрос можно было найти на следующем древе гаплогруппы:

Древо выглядит очень красиво, но на первый взгляд — совершенно непонятно. Гаплогруппа N-M231 чрезвычайно обширна! Общий для всей группы предок родился аж 22 тысячи лет назад, и за это время его потомки разошлись по всему миру. Как видно на карте, часть потомков стала жить на Балканах, другая — среди якутов, весьма многие сейчас живут в Финляндии. Среди всех этих потомков есть веточка и Рюриковичей, и Гедеминовичей, и где-то к древу присоединились и мои Субботы, и Валдис Пельш. Глядя на сроки в десятки тысяч лет, я решил до поры до времени отложить свои претензии на замки и поместья.
Как же понять, где именно присоединились к огромной гаплогруппе Субботы? Чтобы уточнить свое местоположение на древе, обычно необходимо сделать дополнительный тест — либо SNP-pack, либо Y-700. Оба они стоят недешево, поэтому я отложил их до лучших времен. И поскольку я сделал основной тест своей Y хромосомы, то следовало приступить к тестам однофамильцев.
Загадочные однофамильцы
Но как же найти такого добровольца? Соцсети, в особенности Одноклассники и Вконтакте с их возможностью искать по фамилии и месту жительства, оказали неоценимую помощь. Оказалось, в Новых Санжарах и ныне живут Суботы, которым я написал множество сообщений, рассказав о себе, своих достижениях в изучении предках и предлагая присоединиться и помочь узнать больше о Суботах. Но ответа не последовало, хотя мои сообщения и были прочитаны.
Тогда я решил расширить круг тестируемых, предлагая изучить свою родословную однофамильцам из самых разных областей Украины — но всюду безуспешно. Редко люди отвечали хотя бы что-то; а если и отвечали, то часто коротко и грубовато: «нет». Наконец, совсем единицы проявили интерес; но даже заинтересованные, люди боялись сдавать ДНК тест, наслушавшись страшилок по телевизору.
Не вышло с Украиной — я взялся за другие страны. На просторах России, Беларуси дела шли чуть успешнее, и наконец, лед тронулся — появились первые тестируемые.
Результаты первых двух однофамильцев показали, что протестированные не были мне родней, так как принадлежали к другим гаплогруппам (а значит, наш общий с ними предок по мужской линии жил десятки тысяч лет назад). Я был крайне расстроен этим фактом, ведь полагал, что фамилия моя — достаточно редкая, а значит, родство весьма вероятно. И конечно, я мечтал подтвердить родство с теми, кто как и я, был неравнодушен к семейной истории.
Например, один из Суббот, ныне проживающий в Волгоградской области, согласно ревизским сказкам был выходцем из Полтавской губернии — но несмотря на это, оказался из гаплогруппы I-P37. История его теста получила достаточно неожиданное развитие, о которой я написал отдельную заметку.
Отдельным «приключением» была задача протестировать однофамильца Субботу из Донецка. Причины сложностей были очевидны — компания, осуществляющая тесты, не высылала напрямую посылки в такие регионы. Сами же предки Субботы из Донецка были родом из села, которое было «створене у 30-40-х роках ХІХ ст. переселенцями-козаками та селянами з Полтавської, Харківської та Чернігівської губерній». Гаплогруппа Суббот из Донецка оказалась R1a.
В итоге после теста трех Суббот все трое оказались не родственны друг другу! Что за незадача! Я уже стал было сомневаться в работоспособности самого теста.
Все изменилось, когда сдать тест согласился Субота, чей дед был родом из Новых Санжар. День, когда пришли результаты его теста, стал для меня памятным. У меня появился первый родственник в результате ДНК тестирования! Новые Санжары подтверждены!
Неведомая родня
Какой же в действительности результат я получил? Субота из Новых Санжар сделал тест на 12 маркерах, и все они были идентичны моими. Хотя иногда 12 маркеров мало, чтобы делать заключения о родстве — я верил, что нашел родственника. Да и как могло быть иначе? Общая фамилия, общее происхождение…
Но для верности я дождался скидок и сделал апгрейд с 12 до 37 маркеров. Результаты показали, что 35 из 37 маркеров были у нас идентичны — а значит, можно было выдохнуть и твердо заявить о родстве.
Когда жил наш общий предок? Что значит отличие в 2 маркера и совпадение в 35? Почему, если мы имели общего предка, у нас вообще разные Y хромосомы?
Дело в том, что каждый раз при смене поколения есть небольшой шанс, что так называемый маркер (для простоты — участок Y хромосомы) может слегка изменить свое значение. И если отец и сын скорее всего имеют одинаковую хромосому, то спустя множество поколений хромосома несколько изменяется. Измеряя количество этих изменений, мы можем предположить, когда жил общий предок.

Так, сравнивая наши результаты, можно заметить, что отличаются значения DYS458 (16 против 17) и DYS460 (12 против 11). Компания FTDNA предлагает следующую таблицу вероятности поколений до общего предка, используя данные 37 маркеров и отсутствие общего предка на расстоянии 6 поколений.

Вероятность, что общий предок был 8 поколений назад — 50%, 10 поколений — 70%, а 12 — 84 %. Увы, речь всегда идет о вероятности, ведь мутации случаются спонтанно. Однако чем больше маркеров протестировано, тем точнее прогноз. Таким образом, сделав апгрейд до 67 или 111 маркеров (а то и получив все 700), можно куда с большой уверенностью делать прогнозы.
И поскольку я уже сделал себе апгрейд до 67 маркеров, то решил внимательно изучить тех, кто родственен мне по этим данным.
Каково же было мое изумление, когда вторым в списке совпаденцев значился целый принц Гедроиц!
Ура, принцы!
Признаюсь — принца этого я давно приметил. Но ведь и я мог назвать себя королем Суботским — в конце концов, мало ли какие фантазии у людей. Да и какие могут быть принцы в родне у простых казаков, пусть и известных с начала 17 века?
Но я все же написал принцу по email, рассказав вкратце о себе. Ответа не последовало и я решил было, что на этом история и закончилась. Не тут то было!
Как-то раз, больше любопытства ради и не ожидая какой-то реальной пользы, я создал на замечательнейшем форуме molgen (Молекулярная генеалогия) тему «Гедройцы», где поведал о своем совпаденце. Мне написали массу полезного, посоветовав вступить в группу Centaur. Эта группа посвящена изучению князей Великого княжества Литовского, в том числе и Гедройцев.
Так оказалось, что князь из совпаденцев — самый что ни на есть настоящий. Всего было протестировано 6 Гедройцев, и все они были мне родней. По специальной формуле вычислили и время, когда жил общий для Субот и Гедройцев предок — 1048 год нашей эры.
Почти все в группе Centaur уже сделали снип-тест и подтвердили наличие особой мутации — L1027. Поскольку я был родственен всем вышеуказанным персонам, то и тест мне делать не требовалось.
Но что это за загадочная мутация L1027? Вновь глянем на древо гаплогруппы N-M237 и найдем на ней этот снип.
Наверху древа, чуть правее от Gedeminids, можно найти и L1027. Сама мутация появились приблизительно 1200 лет назад, а носители этой мутации (князья Гедройцы и другие) имеют общего предка с Гедеминовичами (M2783, примерно 2700 лет назад) и Рюриковичами (L550, примерно 2800 лет назад).
Однако, как же вышло, что принцы и казаки — родня?
Если речь действительно идет об общем предке, жившем 1000 лет назад, то в те времена общий предок Гедройцев и Субот, вероятно, не носил знатного титула. Кем он был, где жил — наверняка не известно. В таком случае не столь странно, если одни из потомков того предка стали князьями, а другие — казаками.
Однако лично мне по душе другая гипотеза. Дело в том, что результаты теста Суботы из Новых Санжар показывают, что он «ближе» к принцам Гедройцам. Причина этому — случайность мутаций. Одни потомки могут «нахвататься» изменений в хромосоме, другие пройдут сквозь века почти неизменными. Лишь получив результаты тестов других родственников Суббот, можно уверенно говорить о том, когда жил общий предок Субот и Гедройцев.
Интересно, что в конце 16 века жил Флориан Гедроиц, казачий атаман. Не вышло ли так, что среди внебрачных детей Флориана был и мой предок Суббота? Не слишком почетная версия, да и жил Флориан значительно позже 1048 года… В любом случае в этой гипотезе интересно участие Гедройцев в казачьем движении.
Что же дальше?
Исследование рода Суббот далеко от завершения. На начало 18 века казаки-Суботы встречались в разных губерниях Украины, а их потомки сейчас проживают в соответствующих областях. Родственны ли они между собой, и если да, то когда жил общий предок? Ответы на эти вопросы помогут узнать больше и о родстве Субот и Гедройцев.
Очень интересно было бы протестировать потомков с фамилией Суботенко. Кто знает, не они ли — «родоначальники» многих Субот, что встречаются сейчас?
На территории Беларуси ныне проживает множество Суббот, многие из которых родом из Брестской области. Быть может, родину Суббот следует искать именно там?
А в Польше распространена фамилия Собота, упоминаемая еще в 13 веке. Уговорить однофамильцев из Польши пройти тест будет непросто, но результаты будут очень интересны!
Чем дольше идет исследование, тем больше интересной информации накапливается. Так, я узнал, что некоторые Субботы из Брестской области — переселенцы из Чехии, вышедшие оттуда еще 300 лет назад! Субботы в Казахстане — потомки казаков с Украины, и так далее.
А ведь есть еще Субботины, Суботко, Суботичи — все сразу и не объять! Предстоит очень увлекательное исследование!